Китайский чай да хун пао - большой красный халат. Чайный пьяница: Путеводитель по да хун пао, одному из старейших чаев Китая Да хун

Да Хун Пао – В переводе с китайского Большой Красный Халат. Произрастает в горах Уи Шань на северо-западе провинции Фудцзянь. Относится к семейству улунов и знаменит не только по всему Китаю, но и за его пределами.

Легенды о происхождении названия Большой Красный Халат

Согласно рукописи, найденной в монастыре Тян Син Сы, чай Да Хун Пао получил свое название и всеобщую популярность после события случившегося в 1385 году. Студент Дин Сянь отправившись на сдачу экзаменов получил тепловой удар, а один из монахов монастыря вылечил его с помощью чая. В итоге парень успешно сдал экзамен и занял почетную должность. Затем он вернулся к монаху и подарил ему свой красный халат (символ почета и уважения), но тот следуя традициям буддизма от подарка отказался. Тогда Дин Сян в знак своей благодарности одел красный халат на куст чая, спасший ему жизнь. С тех пор этот вид чая именуют большим красным халатом.

Существует еще одна легенда, согласно которой с помощью целебных свойств чая была вылечена мать императора. В знак благодарности император выдал распоряжение изготовить огромные красные мантии, для того, что бы одеть их на четыре куста чая, листья которых использовались при лечении его матери.

Технология и производство

Да Хун Пао изготавливается по уникальной технологии:

  • Сырье раскладывают тонким слоем на свежем воздухе или в проветриваемом помещении для того, чтобы лист потерял часть влаги и стал пригодными для дальнейшей обработки.
  • Листья осторожно мнут пока не выделится сок, это позволяет ускорить ферментацию. Затем им дают отдохнуть и напитаться кислородом.
  • Заготовленное сырье отправляется в раскаленный котел на несколько минут. Обжарка прекращает процесс окисления и чай сохраняет в себе все самые полезные вещества.
  • Финальная сушка. Чай прогревают в плетеных корзинах над углями в течение суток.

Китайцы говорят что после финальной стадии производства чаю надо дать отдохнуть как минимум месяц, так он станет насыщенней и вкуснее.

Благодаря данной технологии Да Хун Пао отлично хранится в течении нескольких лет, не теряя при этом своих качеств.

Купить дахунпао бывает не просто даже в самом Китае. Спрос настолько велик, что материнских кустов большого красного халата не хватает и для производства используется другое сырье. За счет этого получается немного другой чай и вы будите сильно удивлены попробовав сбор с материнских кустов.

Дегустация

  • Цвет : Настой Да Хун Пао светло-коричневого цвета, с золотистым оттенком.
  • Аромат : Глубокий с оттенком сухофруктов.
  • Вкус : терпкий, издалека напоминает жареные семечки.
  • Послевкусие : не долгое но глубокое.

Да Хун Пао: эффект и полезные свойства

Да Хун Пао по сей день является одним из лучших естественных энергетиков и прекрасным лечебным напитком. Используется в традиционной китайской медицине и при монастырях.

Помимо этого:

  • Прекрасно согревает в холодную и сырую погоду
  • Тонизирует и повышает давление.
  • Способствует концентрации.
  • Снимает усталость.
  • Помогает пищеварению.

Как заваривать Да Хун Пао

Для этого улуна лучше всего подойдет посуда из глины или фарфора. Да хун пао отлично структурирует и очищает воду. Но все же использовать воду с примесями хлора и большим содержанием метала не желательно.

Чтобы правильно заварить да хун пао нам потребуется:

  • Нагреть воду до температуры 90 градусов.
  • Хорошенько прогреть посуду.
  • Использовать 10-15 грамм чая на посуду объемом 200мл.
  • Чай сполоснуть кипятком и можно приступать к завариванию.
  • Заливам воду, ждем 5-10 секунд и вот напиток уже готов.
  • Третью заварку стоит подержать на 2-3 секунды подольше, а каждую последующую выдерживать дополнительно еще 10-15 секунд.

Заварить да хун пао можно еще с помощью метода Лу Юя, а точнее сварить. Для этого:

  • Берем чайник из жаропрочного стекла и наполняем водой.
  • На объем в 1.5 л. используем 25-30 грамм да хун пао.
  • Чай вымачиваем 1-2 минуты в холодной воде.
  • Чайник с водой доводим практически до кипения.
  • В закипающей воде делаем воронку и засыпаем чай.
  • Через 20-30 секунд снимаем с огня чайник и даем чаю настоятся 3-5 минут.
  • Получившийся отвар сливаем в термос и приступаем к чаепитию.

Как заваривать Да Хун Пао: видео

В этом ролике показан процесс заваривания дахунпао по классическому китайскому рецепту.

Производство Да Хун Пао: видео

Видео гид по горам УИ, от самих плантаций да хун пао до фабрики по производству.

Мы описали самые популярные способы заваривания дахунпао, но по мимо них есть и другие, которые в дальнейшем мы будем публиковать в своем блоге.

Приятного и полезного чаепития!

Как мы писали в прошлом выпуске нашей серии материалов «Чайный пьяница», сегодня этот напиток неожиданно становится частью уличной культуры. Например, привлекает особенное внимание поклонников хип-хопа. , вызывающем ощущения сродни опьянению, вызвала среди читателей FURFUR большой интерес, поэтому мы продолжаем писать о других видах (и снова не без помощи русского рэпа). Сегодняшний выпуск посвящен одному из видов улуна, который растет на склонах Уи в провинции Фуцзянь. Как и пуэр, да хун пао бодрит и вызывает ощущение легкости и свежести, но действует мягче.

Что такое да хун пао

Улун, он же «черный дракон», он же бирюзовый чай - полуферментированный чай, который может быть двух видов: материковым (китайский) и островным (тайваньский). Растет на горных плантациях, где качество чая напрямую зависит от погоды, солнечного света и туманов, окутывающих деревья. В китайской классификации находится между красными и зелеными чаями. Самые известные сорта - тегуаньинь и как раз да хун пао.

Название «дахунпао» (верно также написание «да хун пао») переводится как «большой красный халат». В записях уишаньского монастыря Тянь Синь Сы говорится о неком студенте, который спешил на экзамен и внезапно захворал. От недомогания его спас свежезаваренный чай, преподнесенный оказавшимися неподалеку монахами. Сдав экзамен и получив должность, к которой прилагался красный халат, студент вернулся в монастырь и даровал этот халат чайным кустам, из которых был приготовлен настой.

Да хун пао - выдержанный и сильноферментированный чай, который готовится по сложной технологии из чайных кустов особого сорта. «Материнских» кустов, с которых началась история да хун пао четыре столетия назад, осталось всего шесть, в год с них снимается около 400 граммов листьев. Последний урожай был продан десять сезонов назад, и его стоимость составила почти полмиллиона долларов. Сейчас весь собираемый с легендарных кустов чай хранится в государственном хранилище.

Однако есть одно но. Некоторое время назад в Уишане началась рекламная кампания по развитию туризма, где да хун пао стал своеобразным символом. Толпы туристов начали приезжать, чтобы попробовать именно этот сорт чая. Чтобы не рушить местный рынок,был принят указ ,по которому любой утесный улун из Уишаня теперь можно называть да хун пао . Отличить да хун пао, жоугуй и шуйсянь порой тяжело даже китайским чайным мастерам. Технология приготовления одинакова, вкус и аромат похожи, а разница - в чайном листе.

Стоит понимать, что настоящий да хун пао сейчас тяжело найти не только в Москве, но и в самом Китае.

Производство

Сырье для изготовления правильного да хун пао проходит тщательный отбор и, как правило, соответствует установленному ряду требований. Во-первых, несмотря на существование плантаций в разных провинциях, предпочтение отдается чайным кустам, выросшим на склонах Уишань. Во-вторых, самое качественное сырье получается из листьев, собранных с кустов-старожилов - чем старше чайный куст, тем выше цена на рынке.

Технология производства не имеет устоявшейся процедуры, работники сами решают, когда наступает время следующей стадии, исходя из конкретной ситуации. Работа сложная и напряженная, малейший промах может привести к порче целой партии.


ФЕРМЕНТАЦИЯ

Первая стадия наступает в начале мая. Листья собираются вместе со стеблем и на несколько часов раскладываются на свежем воздухе, для того, чтобы часть влаги испарилась. После этого сырье загружается во вращающиеся барабаны для выделения сока и ускорения процесса ферментации. Стоит заметить, что первая стадия непрерывно продолжается на протяжении нескольких суток.

СУШКА

В определенный момент процесс ферментации останавливается, наступает вторая стадия. Листья обжариваются в котлах, скручиваются и сушатся.

СОРТИРОВКА

Третья стадия длится все лето. Происходит сортировка сырья - «ворсистого чая»: листья отрываются от стеблей и купажируются.

ПРОГРЕВАНИЕ И ФАСОВКА

Финальная стадия производства утесных чаев - прогревание сырья над углями.
После чего получившийся чай фасуется и отправляется на продажу.

Выбор

Прежде всего нужно научиться отличать настоящий и свежий чай от старого и фальшивого. Листья свежего чая имеют яркий цвет и довольно плотную структуру, они не должны быстро крошиться. Однако, если при попытке растереть листья образуются шарики и комки - значит чайный лист не досушен. Старые листья моментально растираются в порошок.


ЦВЕТ

Черный с оттенками зеленого и каштанового цвета. Чем более однородным выглядит чай, тем выше его качество.

ВКУС

Раскрывается в несколько этапов. Вначале - плотный, насыщенный и терпкий, но в то же время мягкий. Спустя какое-то время приходит бархатное и сладкое послевкусие.

ЗАПАХ

Глубокий и сладкий, с присутствием нот ванили. У настоя из свежего чая наблюдается постоянство аромата. Если запах пропадает на вторую или третью заварку - в листья был добавлен краситель.

ХРАНЕНИЕ

Тут все как и с любым чаем: отсутствие посторонних запахов и умеренность света.

СОЧЕТАНИЕ

Можно экспериментировать с открытием новых свойства чая, заваривая разные сорта поочередно. Например, да хун пао раскрывается сильнее, если его пить после бело-зеленого бай мао хоу («беловолосая обезьяна») из той же провинции Фуцзянь. Но это индивидуальный опыт, нужно искать и пробовать.

ЭФФЕКТ

Выраженным мгновенным действием, который бывает, например, у стопки водки или банки «Рэдбулла», никакой чай не обладает: эффект тут индивидуален и может зависеть от окружения, состояния, сосредоточенности на процессе заваривания и чайника, в котором готовится настой.

Да хун пао погружает в несколько вкусовых этапов, то есть каждая заваренная чашка раскрывается по-новому. Это определенно утренний чай, который обеспечивает ясность ума - не кофейную бодрость и деятельность, а именно ясность и спокойствие.

Заварка и употребление

Попробуем заварить да хун пао способом, немного отличным от того, каким мы заваривали пуэр. Чайные инструменты прежние: заварочный чайник, чахай, чашки и ситечко.


Взять отстоянную воду, довести до полного кипения, залить в чайник для
его прогрева.

Слить воду, засыпать в чайник 7 граммов да хун пао и снова залить водой.

Первая заварка не пьется, через 5 секунд нужно разлить настой по чашкам для т ого, чтобы их разогреть и попутно избавиться от накопившейся чайной пыли.

Снова наполнить чайник водой, вылить на него настой из чашек. Это
делается для того, чтобы повысить температуру заварки, не повредив при этом
листья. За счет этого действия чай приобретает более плотный и насыщенный

Название Да Хун Пао (大红袍) — одно из известнейших среди пантеона марочных китайских чаёв. Ему удалось выйти далеко за пределы узкой ниши качественного китайского чая: даже простая домохозяйка, привыкшая к чаю в пакетиках, может знать этот сорт, а возможно даже когда-то брала его в подарок в одной из многочисленных чайных лавочек. Да Хун Пао, чай-легенда, чай-миф. Чай, в котором стоит разобраться. Что ж, давайте попробуем!

Первые упоминания
История названия Да Хун Пао насчитывает уже более пятисот лет, причём нужно заметить, что для чая из Уишань (тогда местность относилась к ныне упразднённому уезду Чунъань) этот срок не является рекордом. Записи за 1279 год свидетельствуют о популярном уже тогда сорте Ши Жу (石乳, “Каменное молоко”), а также Сунло (松萝, “Вьющаяся лоза”, перевод “Зелёная улитка” не совсем верен). Уже в это время уишаньский чай славился своим качеством и поставлялся к императорскому двору, входя в перечень продуктов, которыми тогда взималась дань. Также нужно отметить, что технология производства этих сортов на заре становления династии Юань отличалось от современных — технология производства современных улунов была придумана и описана несколько столетий спустя. Первое же упоминание о Большом Красном Халате датируется 1385 годом.

Что такое Да Хун Пао?
Да Хун Пао (大红袍), или Большой Красный Халат, относится к улунам, частично-ферментированным чаям (а если правильнее, то частично окисленным или недоокисленным). Также эта группа чаёв именуется иногда бирюзовыми чаями или оолонгами (искажённая транскрипция в западных языках китайского слова “улун”, wulong, 乌龙).

Откуда этот чай?
Родиной знаменитого сорта является регион в восточной провинции Китая под названием Фуцзянь. На севере провинции расположился природный заповедник Уишань (У И Шань, 武夷山) площадью более 50 000 гектар, в сердце которого и появился на свет чай-легенда. Регион был воспет за свои достоинства ещё в V веке нашей эры, снискав такие сравнения, как край “лунных долин и облачных ниш”, а также “бирюзовых вод, киноварных гор”.

По легенде регион получил своё название в честь двух сыновей мудреца-даоса по имени Пэн Цзу. Стремясь помирить вечно ссорящихся братьев, отец попросил их проложить новое русло для реки, чтобы спасти местные земли от затоплений. Помогая отцу, братья помирились. Одного брата звали Пэн У, а другого — Пэн И. Проложенная ими река получила название Цзю Цюй Си (九曲溪, Река Девяти Излучин). В окрестностях этой реки и появился Да Хун Пао.


В окрестностях заповедника произрастает большое количество древних видов растений, к которым относится и чай, являясь для местности У И Шань эндемиком (естественным образом произрастающим видом растительности). Ранее данная местность являлась морским дном. В результате эрозии горных хребтов кислые глинистые почвы в ущельях скал Уишаня обогащаются большим количеством минеральных веществ, а ландшафт и климат располагают к образованию в ущельях туманов. Сочетание этих факторов делают местность Цзюцюйси подходящей для выращивания чая, а многие считают, что уникальной.

Технология изготовления
Приготовление чая состоит из нескольких этапов, в которые входят:

  • Сбор чайного листа . Лучшим временем является весна, собирается веточка с несколькими листьями (не более четырёх).
  • Подвяливание (вэй дяо) и протряхивание . Лист подвяливают на открытом воздухе, чтобы убрать из него излишки влаги, добившись повышения эластичности, после чего выполняется протряхивание. Эта процедура проводится для того, чтобы повредить чайный лист и запустить процесс частичного (неравномерного) окисления, являющегося одной из ключевых особенностей улунов. В результате протряхивания окисление листа в повреждённых участках протекает интенсивнее. Традиционно использовались бамбуковые противни и протряхивание вручную в несколько циклов, в настоящее время процедура может выполняться машинным способом.
  • Обжарка . Также этап носит название “убийство зелени” (ша цин). Процедура осуществляется в горячем котле. В результате этого действия останавливается дальнейшее окисление (и потемнение) листа.
  • Сушка (гань цзао) . На этом этапе из листа удаляются остатки избыточной влаги, и фиксируется его форма. Чем естественнее происходит высушивание, тем лучше сохраняется баланс веществ в листе. Чай, прошедший сушку, получает название Мао Ча (毛茶, чай-сырец). Такой чай уже годен к употреблению, его пьют местные крестьяне. Слабой стороной этого “полуфабриката” является непродолжительность хранения.
  • Просеивание . На этом этапе из Мао Ча вручную убирают черенки, вместе с которыми было собрано начальное сырьё. После просеивания чай состоит исключительно из листьев.
  • Прожарка, или хун пэй (烘焙) . Изначально придуманный для придания чаю устойчивости к транспортировке и хранению, хун пэй является важнейшим этапом в производстве уишаньских улунов. Без хун пэй чай-сырец быстро теряет вкус и аромат, лишаясь своей ценности.
    Традиционно прожарка осуществляется над горячим древесным пеплом, выбираются породы, которые не дают много дыма. В наши дни также прибегают к обработке горячим воздухом, нагреваемым с помощью электрических элементов, это ускоряет процесс, делает его более контролируемым, но может сказаться на качестве конечного продукта.



Легенды о Да Хун Пао
Долгая история любого явления неизменно связана с многообразием легенд и версий его происхождения. Да Хун Пао — не исключение. По мере развития и завоевания популярности его история дополнялась, додумывалась, приукрашивалась, а иногда подменялась красивыми легендами. Эти истории интересны, а местами очаровательны, поэтому имеет смысл вкратце о них упомянуть. Итак, мифы о Да Хун Пао:

Крестьянин и кабарга
Эта легенда рассказывает о смуглолицем крестьянине по имени Лун (龙). Тёмный цвет в китайском обозначается иереголифом У (乌), поэтому называли крестьянина У Лун (乌龙). Однажды он пошёл в горы, где набрал полный заплечный туес чайных листьев. Возвращаясь домой, он увидел кабаргу (зайца, оленя — версии разнятся), которую захотел изловить. Погоня была долгой, но всё же увенчалась успехом — домой крестьянин вернулся с добычей. Открыв туес, он обнаружил, что листья повредились во время тряски, их края покраснели. При этом чай издавал приятный аромат, поэтому крестьянин решил его высушить. Заварив получившийся напиток, он с удивлением обнаружил, каким вкусным получился чай. Так человек открыл для себя Да Хун Пао.

Обезьянки в красных халатиках
Другая легенда рассказывает нам о невероятно умных обезьянках, которые обитали (и обитают сейчас, и они, действительно, довольно смышлёные) в Уишани. Поскольку малышки были умны, местные жители наловчились дрессировать их на сбор чая — тот рос на утёсах и собирать его порой было затруднительно. Чтобы маленьких сборщиков ненароком не изловили на ужин соседи, их наряжали в маленькие красные халатики. По названию одежды получил название и чай.

Девственницы, собирающие чай
Про девственниц не в этот раз.

Красная кайма на кустах
Более рациональной выглядит теория о красном ободке — хун бьен (红边). По этой версии чай получил название за цвет каймы частично окисленного листа — она была бордово-красной. Также нередко можно видеть подобный эффект на листьях, ещё не собранных с куста. За счёт этого, создаётся впечатления, что весь куст одет в красные одеяния.

Воля небес
Заключительная версия, имеющая под собой документальное основание — это история из записей монастыря Тянь Синь Сы (天心寺, “Воля небес”), расположенного в Уишань. В сохранившихся летописях описана история, произошедшая в 1385 году. Рассказывается о студенте по имени Дин Сянь (丁显), который проходил мимо монастыря, держа путь в столицу, для сдачи императорских экзаменов. По дороге путник занемог. Восстановить силы ему помогли монахи, напоив целебным чаем. Студент дошёл до города, сдал экзамен и снискал хорошую должность, в нагрузку к которой шли красные одеяния. Вернувшись в монастырь, студент пожелал отблагодарить монахов, отдав им чиновничий красный халат, но те учтиво отказались. Тогда молодой чиновник одел халат на куст чая, из листьев которого был приготовлен целебный напиток. Так появился Да Хун Пао, Большой Красный Халат.


В разных версиях этой истории Дин Сяня называют уже состоявшимся учёным, мудрецом, а иногда его место занимает жена или мать самого императора Поднебесной. Неизменным элементом остаются только монахи и монастырь — поэтому имеет смысл рассказать об этом месте поподробнее.

История монастыря Тянь Синь
Тянь Синь Сы (天心寺, “Воля небес”) — это буддийский монастырь, начало которому положил в IX веке монах по имени И Сэн, построив в глубине горного массива Уишань хижину, где практиковал чань-буддизм и выращивал чай, тесно связанный тогда с обрядами этой конфессии. Старые здания монастыря до сих пор хранят на своих стенах летописные записи, открывающиеся 801 годом.

В XII веке бытовавшая в стенах монастыря фраза “У просветление и чая одинаковый вкус” (禅茶一味, «Чань Ча И Вэй») положила начало объединению учений конфуцианства, даосизма и буддизма под девизом «Чжэнь, Цинь, Хэ, Я» (正,清,和,雅) — «Прямота, чистота, единство и тонкость», определившим во многом основы чайной культуры в Уишань.

Тянь Синь и Да Хун Пао
Современное название — Тянь Синь Юн Лэ Чань Сы (天心永乐禅寺, “Чаньский монастырь Воли небес и Вечной радости”), монастырь получает в 1419 году. Тогда же, как отмечается, весь производимый в нём чай начинают именовать Да Хун Пао, а также “Предком десяти тысяч чаёв”. В 1685 году, в труде под названием “Песнь уишаньского чая” монаха по имени Ши Чао Цюань (释超全) была впервые описана технология изготовления Да Хун Пао. В 1855 году саженцы из Тянь Синь Юн Лэ отправляются на Тайвань, где, прижившись, дают начало знаменитому тайваньскому Дун Дину.


В окрестностях монастыря находятся знаменитые материнские кусты Да Хун Пао.

Да Хун Пао и не только
Несмотря на то, что уже с XV века название Да Хун Пао начало своё победное шествие по Китаю (а затем и по миру), чайное разнообразие Уишань на ограничивалось только Красным Халатом. Из дикорастущих “цай ча”, утёсных эндемиков (чай рос сам по себе, как сорняк), имевших высокую приспособляемость к местным почвам, монахи, а затем и крестьяне в результате семенных высадок и культивации вывели большое количество разновидностей кустов. К ним относятся известные и поныне Те Лохань (铁罗汉, “Железный архат”), Бай Цзи Гуань (白鸡冠, “Белый петушиный гребень”), Шуй Цзинь Гуй (水金龟, “Водяная черепаха”) и Бань Тянь Яо (半天腰, “Просвет меж утёсов”), а также более древние и менее известные Вань Гань Хоу (晚甘侯), Яньгао (研膏), Ламянь (腊面), Лунтуань (龙团), Фэнбин (凤饼).

Упадок и возрождение монастыря
При Мао Цзе Дуне, в 1958 году монастырь был распущен. Монахов выгнали, они ушли вместе со знаниями о чае. Монастырь с его чайными плантациями пришёл в запустение. В интервью для BBC нынешний настоятель монастыря Чжэ Дао рассказывал, что вернувшись в эти места из Сучжоу в 1990 году, он нашёл обветшавшие остатки монастыря, населяемые павлинами. Так началось возрождение буддийской обители. В настоящее время “Воля небес и Вечная радостть” является одним из крупнейших монастырских комплексов в Уишань, а также одним из самых известных. С 2006 года при нём действует «Государственное общество изучения культуры чая и Чань Буддизма в Уишани».


Наследник Вьющейся лозы
Можно сказать, что знаменитый представитель пантеона китайских чаёв, Да Хун Пао ведёт свою историю… от зелёного чая.

В начале 50-х годов XVII века правительство уезда Чунъань пригласило монахов из Хуаншань с просьбой наладить производство зелёного чая сорта Сунло, так в то время назывался сорт прожаренного зелёного чая. Технология изготовления Сунло практически полностью совпадавшая с технологией улунов, описанной выше в этой статье, включала тщательный отбор и просеивание сырья, а также прожаривание в котле со строгим контролем температуры. Чай обжаривали в котле, а по окончании обжарки обмахивали веером, чтобы снизить температуру листа, далее следовала процедура пропекания (современный “хун пэй”). С увеличением спроса на Сунло и последовавшим ростом объёмов его производства, качество соблюдения технологии стало снижаться, это привело к появлению Сунло, лист которого через некоторое время из зелёного становился бурым и тёмно-красным.

Учитывая, что первое описание приготовления Да Хун Пао было выполнено спустя 30 лет с момента начала производства хуаншаньскими монахами зелёного жареного Сунло, можно предположить, что технология Да Хун Пао стала результатом развития и трансформации традиции прожарки зелёного чая.

Бурный ХХ век
История чая в У И насчитывает больше 1200 лет, история сорта Да Хун Пао в том виде, в котором мы его знаем сейчас — триста пятьдесят. И эта история заслуживает внимания.

К концу XVIII века в Уишань насчитывалось 95 чайных заводов, утёсный чай шёл в Монголию и Россию, а также в страны Юго-Восточной Азии, в близлежащие провинции и на Тайвань. Чайная торговля стимулировала развитие чайного дела в У И. Утёсный чай был выделен в отдельный подвид чая — Bohea (так транскрибировалось в западных языках название У И Шань). Классификацию ввёл Карл Линней.

До середины ХХ века чай из У И представлял собой отдельный подвид чая. Это можно видеть в классификации Джорджа Ватта 1907 года, классификации Коэна Стюарта 1917 года, а также классификации Лоуэлла Бэйли 1925 года.


Также встречаются версии, что именно Да Хун Пао был целью экспедиции Роберта Форчуна, санкционированной Ост-Индской компанией в 1849 году. Англии нужен был свой чай, за который не приходилось бы платить непомерные цены серебром. Компания уже имела опыт выращивания семян из Китая на территории Индии, но оказалось, что ранее вывезенные из провинции Гуандун семена не прорастали, индийские же чайные деревья местного происхождения не давали продукта с нужным вкусом. Так было принято решения предпринять ещё одну попытку достать образцы семян — теперь уже из провинции Фуцзянь, из Уишань. Упоминается, что останавливался в своих поисках в упомянутом ранее монастыре Тянь Синь.

Поиски английского ботаника увенчались успехом, и семена с материнских кустов Да Хун Пао, скрещенные впоследствии с индийскими деревьями, положили начало многомиллиардной чайной индустрии во главе с индийским чаем.

Возрождение легенды
Оригинальные кусты Да Хун Пао монастыря Тянь Синь Юн Лэ сохранились до наших дней. Всего это шесть кустов, три из которых относятся к оригинальному Да Хун Пао, а три других — к его “младшим братьям”, выращенным тут же из взятых непосредственно с этих кустов отростков-черенков. В 1927 году на скале были выбиты знаменитые красные иероглифы Да Хун Пао (大红袍), хотя такая “реклама” не могла сгладить происходившие в стране разрушительные процессы.

Падение династической системы Китая в начале ХХ века, революция 1911 года во главе с Сун Ятсеном, разгоревшаяся в дальнейшем гражданская война и жестокая борьба за власть между политическими группировками во главе с Мао Цзедуном и Чаном Кайши на многие десятилетия затормозили развитие не только чайной промышленности, но и всей страны. Мировой рынок захватил индийский чай с созданных Англией плантаций, а после октябрьской революции 1917 года Китай потерял последнего крупного экономического партнёра в лице Российской Империи. Объёмы поставок в новообразованный Союз Советских Социалистических Республик значительно упали, а в середине 50-х годов почти прекратились. Причиной послужил практически полный разрыв отношений между странами: Мао Цзедун не принял программы нового генерального секретаря КПСС Никиты Хрущёва, направленной на развенчание культа личности Иосифа Сталина.

Не способствовало развитию индустрии и положение дел внутри Китая, который с начала ХХ века поочерёдно сотрясали гражданская война, голод, оккупация Японией восточных провинций Поднебесной, а затем становление нового государственного строя и Культурная революция.

Ситуация начала меняться в лучшую сторону только в 70-е годы ХХ века. Китайский чай стал входить в состав дипломатических подарков. Существует история, согласно которой в 1971 году, во время визита Ричарда Никсона в Китай, тому был подарен чай Да Хун Пао . Президент США был удивлён скромности подарка, на что первый премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай пояснил, что стоимость этого чая сопоставима с половиной всего Китая. По другой версии вместо Да Хун Пао был зелёный чай Лун Цзин.

Период подлинного возрождения и расцвета чайного дела в У И начинается с середины 1990-х годов. Государство начинает предпринимать активные действия по развитию региона. Так к 1999 году Уишань был включён в список культурного наследия ЮНЕСКО, Уишань объявляется заповедником. Жители были выселены из этих мест, им были выделено жильё за границей заповедника. При этом за ними сохранили права на чайные посадки, расположенные на территории заповедника.

На этом участие государства в судьбе Да Хун Пао не ограничилось. Это было только начало.

Регулирование государством
В 2002 году китайским правительством выпускается постановление, согласно которому сорта чая, именуемые 武夷山大红袍 (Уишань Дахунпао) и 正山小种红茶 (Красный чай Чжэншань Сяочжун), становятся торговыми марками со строгой географической привязкой (“Продукт с охраняемой геолокацией”). “Большой красный халат” и “Оригинальный мелколистовой” включаются в «Государственный реестр знаменитых торговых марок”. Для производства чаёв с такими названиями теперь нужно получать соответствующую лицензию. С этого момента начинается отсчёт в истории не сорта Да Хун Пао, но бренда.


Попутно Да Хун Пао становится одним из первых чаёв в Китае, для которого в рамках рекламы региона как туристического направления проводится обширная рекламная кампания. Начинается эра повышенного спроса на Большой красный халат, и только на него. Перед местными производителями встаёт непростая задача. Как сделать много из того, чего крайне мало? Выяснилось, что попытки решить данную проблему уже предпринимались.

Селекция и купажи
К началу ХХ века, по подсчётам У Цзюэнуна (吴觉农, Wu Jue Nong), одного из известнейших чаеводов Китая, в окрестностях Уишань насчитывалось более 300 дворов, занимавшихся производством тёмных улунов, причём это был не один лишь Большой красный халат. Все производимые сорта изготавливались из гибридных разновидностей кустов группы «цай ча» (дикорастущие чайные эндемики Уишань) и были по-своему уникальны. Они различались по способу уборки листа, скрутке, гибридной разновидности куста или способу прожарки. У каждого двора было несколько различных позиций, что совокупности давало более тысячи различных сортов.

Также такое разнообразие было обусловлено интересной особенностью. В традиции чаеторговли того времени отсутствовала практика повышения цены на товар. Зарекомендовавший себя чай продавался по одной цене. Когда нужно было увеличить цену, придумывался новый сорт, схожий с изначальным, но имеющий отличия или “улучшения” — его продавали уже по более высокой цене (Ещё больше обжарка! Ещё темнее лист! Новые грани вкуса! Камера 21 мегапиксель!). При всём этом разнообразии сортов общий объём производимого чая был невысоким. На протяжении середины ХХ века ситуация, по вышеописанным причинам, не менялась.

К моменту взлёта популярности Уишань, как туристической достопримечательности и Да Хун Пао, как её составной части, вставал вопрос, как удовлетворить высокий спрос на столь ограниченный в количествах чай. Так были начаты работы по селекции, созданию Да Хун Пао нового образца.

Нужно отметить, что весь чай в Уишань в принципе является результатом селекции. Крестьяне и монахи на протяжении многих веков занимались окультуриванием дикорастущих чайных деревьев (цай ча дань цуны), высадкой семян уишаньских “цай ча” в разных областях, что обеспечивало естесственную гибридизацию: пыльца чайных растений смешивалась, что приводило к формированию внутрипопуляционного разнообразия и появлению новых разновидностей изначального куста.

Начало целенаправленных работ по селекции положил уже упомянутый выше господин У Цзюэнун в первой половине ХХ века. Это были изыскание и попытки одного человека, которые приносили результаты, пригодные для научной работы, но не для повсеместного внедрения в агропромышленность региона. Дело господина У продолжили не менее уважаемые в наше время чаеводы: господин Яо Юэмин и господин Чэнь Дэхуа.

Обстоятельное изучение практики культивации оригинального Да Хун Пао продолжилось экспериментом по по вегетативному размножению чая сорта Да Хун Пао. В 1995 году был достигнут положительный результат: полученный по принципу агамогенеза сорт успешно прошёл экспертную оценку в Комитете по науке и технике провинции Фуцзянь. Было установлено, что полученный путём селекции Да Хун Пао не уступает оригинальному Да Хун Пао, полученному с материнских деревьев, сохраняя уникальную вкусовую специфику.

Дальше путь становления “доступного” Да Хун Пао резко вильнул в неожиданную сторону. Стало иметь место произвольное смешивание сортов с целью получения схожего с оригинальным Да Хун Пао купажа. Довольно быстро такие купажи начали составляться без использования ни сырья с материнских деревьев, ни даже сырья с кустов, выращенных из выведенного Яо Юэмином и Чэнем Дэхуа “нового” Да Хун Пао. Под общим названием Да Хун Пао стали продавать смеси. Оригинальное происхождение чая при этом начали заменять маркетинговой “обёрткой”, состоящей из легенд, искажённых сведений или просто вранья.

В связи с такой ситуацией на государственном уровне были предприняты меры по сохранению доброго имени Да Хун Пао. В 2006 году был введён запрет на сбор сырья с материнских деревьев Да Хун Пао. Последняя собранная партия оригинального сырья была направлена в музей Гугун в Пекине. Процесс же купажирования чайного листа для последующей продажи под маркой “Да Хун Пао” был регламентирован. Для контроля за этим процессом и для сохранения качества продукции под маркой “Большого красного халата” совместно с известными чайными специалистами Китая, среди которых был и господин Чэнь Дэхуа, разработали свод норм и правил. Так Да Хун Пао из чая-сокровища превратился в повсеместно распространённую марку, доступную для любой категории потребителей.

Чем может быть Да Хун Пао?
На сегодняшний день термин Да Хун Пао может иметь несколько значений:

Да Хун Пао с материнских кустов
Точным значением термина нужно считать чай, собранный исключительно с материнских кустов Да Хун Пао. Их шесть, и сбор с них находится под запретом уже более 10 лет. Таким образом точное значение постепенно уходит в историю.

Оригинальный Да Хун Пао
Появилось после успешных опытов по получению саженцев Да Хун Пао из отростков с материнских кустов. Полностью такой чай именуется Чжэнь Янь Да Хун Пао (正岩大红袍, “Оригинальный утёсный Большой Красный Халат”). Регион происхождения Чжэнь Янь Да Хун Пао строго ограничен территорией Уишаньского заповедника. Чай, собранный и приготовленный вне его пределов, не может носить соответствующего названия. Именно этот чай обладает такой характеристикой, за которой гоняются любители утёсного чая — янь юнь (“Утёсная мелодия”).

Данный вид Красного халата в наши дни стал не менее труднодоступным, чем в своё время был Да Хун Пао с материнских деревьев. За Оригинальным Красным халатом стоит очередь, он продаётся ещё перед тем, как будет изготовлен (такой, вот, чайный фьючерс).

Сырьё для Чжэнь Янь Да Хун Пао делится на три вида: Чжэнь Янь, Бань Шань (半山, “Половина утёса” — полуутёсный) и Вай Шань (外山, “Внешняя часть горы”). Различие состоит в расположении делянки с чайными кустами внутри заповедника У И. Если делянка окружена утёсами с обоих сторон (т.е. находится в подобии ущелья), чай относят к Чжэнь Янь. Если же чай растёт у основания только одного утёса, а другой стороной делянка выходит на равнину, такой чай относят к Бань Шань. К Вай Шань относят кусты, растущие не в ущелье или половине ущелья, а расположенные непосредственно на склонах утёсов У И. Поскольку полезные для роста кустов вещества собираются в низинах, кусты, растущие на утёсных склонах ценятся ниже.

Коммерческий Да Хун Пао
Этот термин был придуман господином Чэнь Дэхуа в начале 2000-х годов, когда возник феномен подделки “Чжэнь Янь Да Хун Пао” путём составления смесей из утёсных чаёв другого сорта. Изначально коммерческий Красный халат представлял собой Чжэнь Янь Да Хун Пао, “разбавленный” утёсными же сортами Шуй Сянь и Жоугуй — такая смесь была составлена непосредственно господином Дэхуа. Но постепенно вариантов купажирования стало больше. Как правило в такие купажи идёт сырьё категории Бань Шань. Наиболее распространённой на сегодняшний день смесью Да Хун Пао по-прежнему является купаж, включающий Шуй Сянь и Жоу Гуй.

Две вышеописанных группы Да Хун Пао — Чжэнь Янь и Коммерческий — различаются по сортам: первый сорт, второй сорт и высший сорт.

Ненастоящий Да Хун Пао
Эта категория занимает наибольшую долю в общем объёме чая, объединяемом названием “Большой красный халат”. К этой категории относятся две основных группы чаёв.

Первая группа состоит из чая, приготовленного внутри заповедника У И, но не имеющего в своём составе сырья с материнских кустов или кустов-клонов (Чжэнь Янь Да Хун Пао). То есть это может быть всё та же смесь Жоу Гуй и Шуй Сянь, но без самого Да Хун Пао.

Вторая группа — это подделки. Такие чаи делаются из сырья, получаемого вне местности Уишань. Иногда это может быть сырьё вообще не из провинции Фуцзянь.

Чайная лихорадка
Отдельный интерес представляет феномен торгов за Да Хун Пао с материнских кустов. На протяжении более 20 лет сделки по этой позиции ставили рекорды по цене, когда-либо уплаченной за чай. За несколько десятков грамм чая владельцы ресторанов и частные коллекционеры отдавали суммы, сопоставимые со стоимостью дорогих автомобилей, домов или произведений искусства. Этот феномен нельзя обойти стороной. Ниже приведены примеры самых известных сделок по продаже Да Хун Пао с материнских деревьев. Для наглядности перечисление осуществляется с привязкой к датам:

  • 1998 год
    Утверждается, что в этот год китайское правительство впервые выставило на торгах лот «Да Хун Пао с материнских деревьев». По окончании торгов 20 грамм утёсного чая были куплены за 156 800 юаней (на тот момент — около 19 000 долларов США).
  • 2002 год
    Встречается история о торгах на одном из чайных аукционов, регулярно проводимых в Гуанчжоу, столице провинции Гуандун, а также в Гонконге. На одном из таких аукционов, проводившемся в рамках Всемирной чайной выставки в Гуанчжоу, 7 лянов (350 грамм) Да Хун Пао с материнских кустов было продано уже за 180000 юаней (21 000 долларов США по курсу того времени). Позиция поставила рекорд торгов.
  • 2005 год
    Очередной аукцион, в котором была представлена позиция оригинального Да Хун Пао, проводился в апреле 2005 года в провинции Фуцзянь (по другой версии в провинции Гуандун). На этот раз лот включал 20 грамм чая. Стоимость позиции достигла 208 000 юаней (25 000 долларов США по курсу того времени).
  • 2006 год
    Последний рекорд Да Хун Пао поставил в тот же год, когда государством был введён запрет на сбор чая с материнских кустов. На торгах один олигарх из Сингапура заплатил за 20 грамм утёсного чая около 320 000 юаней (40 000 долларов США по курсу того времени).

После ввода в 2006 году запрета на сбор чая с материнских кустов, информации о торгах не встречается, хотя можно предположить, что где-то столь «денежные» лоты по-прежнему торгуются. Чай, по-прежнему собираемый с материнских кустов (около 400 грамм в год) передаётся в музей Гугун в Пекине, а также используется в дипломатических подарках.


Заключение
В более чем тысячелетней чайной истории Уишань Да Хун Пао стал блестящим аккордом, своей яркой пронзительностью выразившим богатство и глубину чайной традиции региона. Пройдя путь от монашеского чая до мировой чайной легенды, Да Хун Пао не растерял своей красоты и привлекательности, по прежнему оставаясь желанным в коллекции каждого любителя чая.

Надеюсь, данная статья даст нужные ответы тем, кто собирается начать знакомство со знаменитым Красным халатом, а тем, кто уже знаком с этим чаем, поможет структурировать знания и лучше разобраться в истории его происхождения.

Статья. T Ching, 2014 , китайское издание. Перевод Сергей «Хризолит» Кошеверов, 2017

  • 18. « » , документальный фильм. CCTV, 2013.
  • Кирилл Константинов, 2017 год

    Да Хун Пао - это высокосортный улун сильной ферментации. Чай растет в китайских горах Уи и считается одним из самых дорогих в мире. Напиток славится оригинальным вкусом, ароматом и эффектом.

    Легенды о происхождении названия Да Хун Пао

    В переводе с китайского языка Да Хун Пао (кит. 大红袍, пиньин dàhóngpáo) означает «Большой красный халат». Происхождение названия окутано массой мифов и легенд. Представляем вашему вниманию некоторые из них:

      • Легенда о студенте. В 14 веке один студент направился сдавать экзамены, но внезапно потерял сознание. Монахи приготовили чай и излечили юношу. Вскоре молодой человек занял высокую должность, на которой полагалось носить широкий красный халат. В благодарность за спасение юноша подарил монаху полученное одеяние. Однако служитель отказался от подарка. Тогда сановник укрыл халатом чайные кусты, благодаря которым выздоровел.
      • Легенда о матери императора. Мать одного из правителей Поднебесной была тяжело больна. Даже врачи и знахари были бессильны перед напастью. Тогда монахи прислали во дворец уникальный чай. Выпив улун с гор Уи, женщина полностью исцелилась. В благодарность за излечение матери император приказал облачить чайные кусты в ярко-красные ткани, чтобы защитить растение от мороза.
      • Романтическая легенда о девах. Да Хун Пао веками собирают вечно молодые Чайные Девы. Девушки не стареют, поскольку спят в особой пещере. Один из чиновников случайно увидел сборщиц и был сражен их красотой. Мужчина принял решение во чтобы то ни стало жениться. Он проследил за красавицами и нашел их пещеру. Чиновник был так поражен невинностью девушек, что с того дня охраняет их, уводя посторонних от пещеры.
      • Легенда об обезьянах. Согласно одному из поверий красные халаты носили специально обученные обезьяны, которые собирали чай в высокогорных районах. Благодаря яркому одеянию за животными можно было следить издалека.

    Правдивой оказалась лишь легенда о студенте. Сказание подтверждается историческими записями 1385 года Уишаньского монастыря Тянь Синь Юн Лэ Чань Сы" (天心永乐禅寺) - "Чаньский монастырь Небесного сердца и Вечной радости"

    История чая Да Хун Пао

    Рецепту настоящего Да Хун Пао более 6 веков. Ведь первое упоминание о напитке, приготовленном из чайных листьев с гор Уи, датируется 1385 годом. Первоначальное название улуна звучало как Ци Дань. Считается, что такое наименование было связано с пурпурно-красным цветом почек.

    Однако история самого чая на 300 лет старше, чем его официальное название. Ведь согласно летописям, чай переименовали в Да Хун Пао лишь в в 1419 году. В скором времени напиток стали называть «предком десяти тысяч чаев» и слава о нем разнеслась по всему Китаю.

    Слава о чае пронеслась через века. В 1974 году великий Мао подарил мешочек с 200 граммами чая президенту США Никсону. Такой подарок считался бесценным уже в те годы.

    На сегодняшний день в горах Уи сохранилось всего 6 чайных кустов этого сорта. Место их произрастания называют «Логово девяти драконов». В год с материнских кустов собирали по 400 грамм чая, которые тут же передавали в государственное хранилище. Часть запасов реализовывалась на ежегодных чайных аукционах в Гонконге и Гуанчжоу.

    В 2006 году сбор улуна в «Логове Драконов» был остановлен. Остатки редкого чая хранятся в музеях и частных коллекциях. Поэтому купить Да Хун Пао в наши дни не возможно. В последний раз чай продали с аукциона в том же 2006 году за полмиллиона долларов.

    Однако потомки 6 священных кустов существуют в провинции по сей день. Согласно спец указу правительства практически все улуны, кроме четырех сортов, с гор Уи могут продаваться под брендом Да Хун Пао.

    Районы произрастания чая

    Легендарный чай выращивают в горах Уи. Для утесных улунов крайне важно конкретное место их произрастания. По этому критерию чай Да Хун Пао условно делится на 3 вида:

      • Чжэнь Янь Ча («настоящий утесный чай»). Улун растет в ущельях гор Уи. В этих местах часто образуется туман. Это создает оптимальную для улуна влажность. Оптимальна для растения и горная почва, насыщенная минералами. Именно этот сорт на 100% передает вкус и эффект истинного Да Хун Пао. Однако улун с ущелий является наиболее дорогим.
      • Бань Шань Ча («полуутесный чай»). Улун произрастает у подножья гор. По вкусовым качествам напиток довольно близок к уишаньским улунам. Сорт оптимален по соотношению стоимости и качества.
      • Вай Шань Ча («чай с внешних гор»). Этот чай может произрастать в любой точке Уишаня. Общая протяженность территории составляет более 75 кв. км. Земля в этих местах кардинально отличается от горной. Вай Шань Ча представляет собой купаж из нескольких сортов чая и является самым дешевым из улунов Да Хун Пао.

    Технология производства чая Да Хун Пао

    Улун с гор Уи славится и сложной технологией производства, которая включает несколько этапов:

      • Сбор. Урожай собирают четырежды в год. При этом листья срезаются вместе со стебельками.
      • Подсушивание. Далее сырье раскладывают и частично высушивают на солнце. Так, листочки выпускают лишнюю влагу и становятся более мягкими.
      • Завяливание. Далее листья раскладывают на подносах из бамбука в закрытом помещении. Таким образом, выравнивается уровень влажности в листе.
      • Сминание и ферментация. Сырье бережно мнут руками, чтобы листья пустили сок, а в их глубь проник кислород. Это запускает и ускоряет ферментацию - брожение чайного сока. В таком виде чай оставляют на несколько дней.
      • Обжарка. Далее листья прогревают и обжаривают в котлах. В процессе жарки прекращается ферментация и убирается запах зелени. В результате листочки скручиваются и темнеют.
      • Скручивание. Далее листья перебирают, отрывают от стебельков и продольно скручивают.
      • Повторная сушка. На данном этапе листья окончательно высушивают.
      • Сортировка и фасовка. На финальном этапе листочки сортируют, фасуют по упаковкам и отправляют в лавки.

    Чайная культура в горах Уи

    Горы Уи представляют особый интерес для туристов. Ведь местность сочетает в себе природные красоты с историко-культурным наследием. Вниманию туристов предлагаются пешие прогулки, посещение заповедников, раскопок, заброшенных монастырей, водопадов и ущелий. Не обходится маршрут и без посещения «Логова Девяти Драконов» с 6 кустами подлинного Да Хун Пао.

    Однако, в первую очередь, район Уишань считают лучшим местом для знакомства с китайской чайной традицией. В регионе регулярно проводятся чайные церемонии, фестивали и соревнования. По всему маршруту Уишань встречаются лавки, продающие легендарный улун.

    Ежегодно в горах Уи проводится Уишаньский фестиваль чайной культуры. В рамках мероприятия проходят выставки и дегустации чая, выступления признанных мастеров чайной церемонии. Довольно популярны и чайные соревнования, во время которых судьи пробуют сотни сортов чая и выносят вердикт, называя тройку победителей.

    Вкус и аромат

    Говорят, что яркий вкус и глубокий аромат Да Хун Пао невозможно описать. Ведь они переливаются сотнями различных оттенков. Чайные мастера попытались определить ведущие ноты:

      • Аромат - орехово-шоколадный и пряный. Большинство мастеров нашли в нем тонкие нотки ванили, фруктов, поджаренных орешков и свежести. Другие же определили запах сухофруктов, старого вина или поджаренной корочки чёрного хлеба.
      • Вкус - мягкий карамельный и одновременно терпкий. Терпкость легкая и приятная, поэтому напиток не горчит. В улуне также улавливаются густые нотки карамели, ириса, ванили и фруктов. Остывая, чай приобретает еще большую мягкость и сладость, становится более фруктовым на вкус.
      • Послевкусие - мягкое, нежное, одновременно сладковатое, пряное и освежающее. Чай будто обволакивает и оставляет после себя стойкое послевкусие.

    Ценители чая утверждают, что с каждым завариванием вкус и аромат Да Хун Пао кардинально меняется. При этом создается ощущение, что пьешь совершенно новый сорт чая.

    Эффект от употребления чая Да Хун Пао

    Чай Да Хун Пао славится и производимым эффектом. Ведь напиток одновременно оказывает несколько противоположных действий. Чашечка улуна действует в 3 этапа:

      • Расслабление. Чай успокаивает, снимает эмоциональное напряжение и усталость, полностью расслабляет тело и сознание. В теле появляются приятные ощущения, сравнимые с легким опьянением.
      • Тонизирование. Далее напиток бодрит, проясняет мысли, делает ум ясным и помогает сосредоточиться. Человек испытывает состояние легкой эйфории, внутреннего подъема и вдохновения.
      • Приведение к равновесию. На третьем этапе улун улучшает настроение и дарит ощущение гармонии в душе и теле. Китайцы нередко используют Да Хун Пао в качестве природного антидепрессанта.

    Расслабление с сохранением ясности ума и опьянение без тумана в голове - вот главный эффект Да Хун Пао. Такие ощущения не способен вызвать ни один другой напиток в мире.

    Кроме того, улун Да Хун Пао активизирует иммунитет, снижает уровень холестерина, улучшает состояние кожи и волос, разрушает свободные радикалы и замедляет старение.

    Вне зависимости от сорта Да Хун Пао по качеству в разы превосходит обычный чай.

    vanillamuss.ru - Женский портал - Vanillamuss