Что развивают подвижные игры. Качества, которые развивают игры

Мы живем в веке информации и новых технологий. Современные дети все больше времени проводят дома за компьютером, не испытывая желания заниматься подвижными играми и совершать прогулки на свежем воздухе. А ведь регулярная и умеренная физическая активность крайне важны для любого организма. Сегодня мы поговорим о том, как происходит влияние подвижных игр на развитие детей , стоит ли уделять им время, какие задачи воспитания должны решаться в ходе выполнения физических упражнений.

Роль подвижных игр в развитии ребенка

Не зря говорят «движение – это жизнь». Ведь именно с помощью регулярной физической активности, малыш сможет повысить свой иммунитет, укрепить здоровье и стать выносливым и ловким. Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка неоценима. Такие занятия научат малыша владеть своим телом, улучшат моторику и помогут в освоении новых возможностей своего тела.

Активные игры – это не только лишь развлечение. На самом деле количество пользы при таком времяпровождении немалое. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, такие занятия помогают раскрепоститься, преодолеть застенчивость, стать организованным и дисциплинированным, получить новые знания об окружающем мире и закрепить уже знакомую информацию.

ОСОБЕННОСТИ! Подбирайте игры с учетом возраста и особенностей развития ребенка.

Проведение активных развлечений на свежем воздухе вдвойне полезно. Легкие хорошо насыщаются кислородом, укрепляется нервная система, что способствует улучшению качества сна, повышению аппетита, снижению утомляемости и раздражительности.

Подвижные игры для детей цель и задачи

Подвижные спортивные игры – отличное средство для приобщения карапуза к здоровому образу жизни. С их помощью можно научить малыша важным умениям и навыкам. Использовать активные занятия в воспитательных целях могут не только педагоги, но и сами родители.

Цель подвижных развлечений – не только помочь детям весело провести свой досуг, но и научить таким важным вещам, как взаимодействие в команде, взаимопомощь, ловкость, выносливость, смелость, упорство.

Регулярная физическая активность способна укрепить здоровье малыша. Задача родителей вызвать у крохи неподдельный интерес к подвижным развлечениям, а также научить его играть самостоятельно, соблюдая все необходимые правила.

Также использование подвижных игр с детьми служит отличным способом для корректировки индивидуальных особенностей детей. С их помощью стеснительного и робкого малыша можно научить быть общительным и коммуникативным, гиперактивного – дисциплинированным и собранным и т.д.

Важно, чтобы каждый ребенок в игре побывал как в главной роли, так и во второстепенной. Для активных детей хорошо подойдут занятия, требующие сосредоточенности и выполнения четкий действий, от которых будет зависеть конечный результат. Пассивным малышам лучше сначала предложить освоиться в несложных развлечениях, постепенно помогая развить быстроту и ловкость, а после, при достижении положительной динамики, перейти уже на более сложные уровни занятий.

СПРАВКА! Перед началом развлечений обязательно понятно и подробно объясните детям правила, поясните, что их соблюдение очень важно, в игре необходимо всегда оставаться честным, справедливым. После занятий проведите беседу с малышами, поговорите о совершенных ошибках, расскажите, как избежать их, а главное, не забудьте, похвалить за успехи.

Подвижные игры как средство развития ребенка

Несомненно, подвижные игры в развитии детей дошкольного и школьного возраста необходимы, они способствуют как физическому, так и психическому развитию ребенка – неоспоримый факт. Какую же пользу получает малыш, регулярно практикуя такое времяпровождение?

Самое главное – дети испытывают неподдельное удовольствие от подвижных игр, эмоциональный подъем и искреннюю радость. Активные занятия отлично подходят для снятия психологической напряженности . Малыш, играя, расслабляется, абстрагируется, «выбрасывает пар», учится контролировать свои эмоции. Многие дети постепенно преодолевают комплексы.

Победы и поражения в игровых занятиях помогают освоить жизненные реалии с самого детства. В игровой форме лучше всего происходит процесс воспитания и обучения, ведь кроха на таких занятиях максимально расслаблен.

Сталкиваясь с очередными правилами игры, малыш понимает, что нельзя нарушать их, это отлично дисциплинирует и стимулирует быть организованным.

ОСОБЕННОСТИ! Чтобы сохранить интерес крохи к играм, важно постоянно и плавно усложнять их, применять новые варианты. Используйте символические призы в виде сладостей или подарите победителям памятные сувениры. Помните, участвуя в интересных занятиях, дети зачастую забывают о времени и даже не чувствуют усталости.

Играя в команде, кроха учиться взаимодействовать с другими участниками, что развивает его коммуникативные навыки и помогает наладить общение со сверстниками, находить компромиссы.

Мало кто знает, но подвижные игры способствуют и развитию интеллекта. Многие активные занятия предполагают не только участие в физическом воспитании детей, но и требуют усиленной умственной работы, быстрого принятия решения.

Занятия помогают преодолеть многие личные психологические барьеры: стеснительность, замкнутость, неуверенность. Для того чтобы почувствовать веру в свои силы бывает достаточно одной лишь победы. Такие развлечения стимулируют стать лучше, помогают проявить свои скрытые возможности. Ведь многие активные игры носят соревновательный характер, где каждый участник стремится быть лучше остальных.

Посредством подвижных занятий ребенок практикуется в выражении различного спектра эмоции. Карапуз радуется своей победе, сопереживает проигравшим участникам, поддерживает и защищает слабых и т.д. Все это требует нелегкой внутренней работы над самим собой.

ВАЖНО! Если родители хотят наладить взаимоотношения с малышом и укрепить эмоциональную связь, особенно это касается сложных кризисных периодов в развитии, подвижные игры хорошо помогут им в этом.

Многие активные развлечения требуют умения быстро реагировать на различные неожиданные ситуации, принимать решения новых задач, проявляя инициативу, изобретательность и сообразительность.

Привить интерес современных детей к подвижным играм несложно. Регулярно проводите увлекательные активные занятия, стимулируйте желание своего чада вести здоровый образ жизни, а главное, подавай собственный пример.

Значение подвижных игр в жизни детей: полезное видео

Подвижные музыкальные упражнения оказывают комплексное воздействие на развитие малыша. Подробнее об этом вы узнаете после просмотра следующего видео:

Роль подвижной игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Автор-составитель: Андреева Светлана Петровна.
Место работы: ГБДОУ центр развития ребенка детский сад № 96 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга. Описание: Материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, воспитателям детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, няням, гувернанткам.
Цель работы: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. Для ребенка нет ничего более увлекательного, чем игра: в игре он может удовлетворить свою потребность в движении, в деятельности. Важная особенность подвижной игры заключается в большой свободе действий, меньшей регламентации движений, чем это принято при традиционных занятиях физическими упражнениями.Подвижные игры оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию бодрого настроения. Увлеченный игрой, ребенок забывает о своих маленьких огорчениях, весело и дружно играет со сверстниками.

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни в коллективе.


Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета…


Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.


Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных подвижных игр и упражнений.

Классификация подвижных игр .Для удобства практического использования игры классифицируются. Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, хоккей,футбол и др. Подвижные игры имеют правила. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т.д.).По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные . Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения.Эти игры делятся на игры типа:перебежек,ловишек. Особую группу составляют хороводные игры . Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям. По характеру игровых действий различают игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных. По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности. В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения , например «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких детей таким образом подводят к играм.
Подбор игр. Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений. Первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, - соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.
Выбор игры зависит также от поставленной педагогической задачи,психо-физического самочувствия воспитанников. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания ("Где звенит колокольчик?", "Найди флажок", "Пройди тихо" и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами ("Мой веселый звонкий мяч", "Воробушки и кот" и др.).
При выборе игры нужно учитывать время года, погоду, температуру (в помещении или на участке), имеющееся оборудование,а также то, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.
Варьирование и усложнение подвижных игр. Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
– увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
– усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают);
– изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки);
– сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);
– провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
– усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т.п.).

Большинство подвижных развлечений в этом возрасте должны обыгрываться, иметь простой сюжет и понятные условия. Нужно не просто бегать, скакать и прятаться. Важно еще перевоплощаться во время игры в разных персонажей: животных, растения, сказочных героев.

«Хромая лиса» . Эту игру нужно проводить в большом помещении или на открытой площадке. Из группы детей (чем их больше, тем лучше) выбирают «хромую лису». Мелом чертится большой круг. Все дети, кроме лисы, становятся в него. По команде ведущего (взрослый человек) дети начинают бегать по внутреннему краю круга, а «хромая лиса» (ребенок скачет на одной ножке) должна коснуться рукой кого-нибудь из бегущих. Кто попался, тот становится «хромой лисой». Следите за тем, чтобы дети не нарушали правила: лиса должна прыгать на одной ножке, а остальные игроки не имеют права выходить за пределы круга.

«Ястреб» . Из группы детей выбирают «ястреба». Это можно сделать с помощью считалки. Остальные участники — «мышки», которым надо убежать от хищной птицы. «Ястреб» становится впереди, ему нельзя оглядываться назад. Сзади него дети размещаются друг за другом по парам. По команде ведущего пары распадаются, и «мыши» разбегаются в разные стороны. Кто попал в лапы «ястребу», сам становится хищной птицей. «Мыши» могут спасаться не только бегством, но и бросать в «ястреба» платком или бумажным комком (только не булыжниками). Если кто-то попал, значит «ястреб» убит, на его место становится другой игрок.

«Кошка». Эта игра похожа на игру в прятки. Но здесь появляется героиня — «кошка», которая умеет хорошо прятаться. Все остальные должны ее искать. «Кошка» помогает себя обнаружить мяуканьем.

ИГРЫ С МЯЧОМ . Если у ребенка в руках оказался мяч, можно считать, что игра уже началась. А если подбрасывать мяч и рассказывать в это время стихотворение С. Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», то игровое пространство наполняется новым ярким содержанием. Дети в раннем возрасте (от года до трех) любят, чтобы их действия озвучивались текстами. Но и в три-четыре года малыш не откажется от занимательных стихов «в тему». Все игры с мячом развивают зрительное внимание, координацию движений, двигательные навыки (бросать, ловить, метать) и общую моторику. Не расстраивайтесь, если кроха долгое время не может научиться ловить мяч. Этот сложный навык совершенствуется к 4—5 годам. Начинайте бросать друг другу мяч с небольшого расстояния. А также выбирайте мячи среднего размера, чтобы малышу было легче их захватить руками. Поощряйте успех и закрепляйте положительные моменты игры в памяти ребенка.

◈ «Съедобное-несъедобное» . В эту простую и познавательную игру дети играют всегда с большим удовольствием. Бросайте ребенку мяч и называйте разные слова (существительные). Все, что можно съесть, малыш должен поймать, а «несъедобное» отбросить. Есть и другой вариант этой игры, которая проводится без мяча: на «съедобное» хлопаем в ладоши, на «несъедобное» хлопаем по коленям. Старайтесь выбирать ряд созвучных слов, чтобы развивать слуховое внимание ребенка. Например: «Ватрушка, пампушка, подушка, лягушка, игрушка...»

◈ «Попади в цель» . Для этой игры вам понадобятся два мяча. Один (большой) кладется на табурет, он будет «мишенью». Вторым (маленьким) мячиком малыш пытается сбить большой мяч с табурета, находясь от него на расстоянии 1,5—2 м.

◈ «Собачка» . Из группы детей выбирается «собачка». Остальные становятся в круг и быстро передают друг другу мяч. Задача «собачки» — перехватить мяч. Кто его проворонит, тот и становится очередной «собачкой». Чтобы войти в образ, «собачка» может говорить «гав-гав», рычать или подвывать в минуты неудач.

◈ «Перебежчик» . На расстоянии 4—5 м необходимо выложить игрушки (или любые предметы) друг напротив друга. Перед ребенком стоит задача — перебегать от одного предмета к другому с одной стороны на другую. Водящий стоит в «коридоре» между игрушками и должен попасть в «перебежчика» мячом. Если водящий попал, то игроки меняются ролями.

Безопасность — прежде всего!

Выбирайте для подвижных игр просторные места, без острых углов. Проверяйте, нет ли на площадке для игр больших камней, веток, битого стекла.

Большинство подвижных игр можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Если позволяет время и погодные условия, выбирайтесь на детскую площадку. Там вы найдете веселых и активных компаньонов для подвижных игр. В этом возрасте дети уже способны усвоить простые правила игры и придерживаться их. Играя, они учатся сотрудничать и дружить со своими сверстниками.

«Боулинг». Для этой игры вам понадобится мяч и самодельные «кегли». Их можно сделать из пластиковых бутылок, наполнив песком или водой для устойчивости. Эта игра отлично развивает координацию движения «глаза-рука», общую моторику, равновесие. Проведите линию, за которую ребенок не должен переступать во время броска. Поставьте кегли в форме треугольника на небольшом расстоянии. Покажите, как бросать мяч. Если малыш не справляется с заданием, придвиньте «кегли» ближе. Поощряйте и хвалите за каждое попадание. Не используйте стеклянных бутылок в этой игре!

«Ручеек» . Для этой игры вам понадобится кусок ткани шириной 1 м и длиной 2 м. Это и будет ручеек. Положите ее на пол и предложите малышу перепрыгивать через ручей. Сначала сделайте «ручей» узким, свернув ткань. Затем шире и еще шире. Эта игра развивает навык прыгания с места. Когда ручеек станет очень широким, перепрыгивайте его с разбега. Учите ребенка приземляться на полусогнутых ногах. Покажите, как прыгают с места и с разбега.

«Тучка летит» . Для проведения этой игры вам понадобится взрослый помощник. Возьмите обычную белую простыню и представьте, что это тучка. Только не простая, а дождевая. Суть игры заключается в следующем. Двое взрослых берутся за простыню по краям и начинают ее плавно поднимать вверх и опускать вниз (простыня будет надуваться парусом). В момент, когда «тучка» находится вверху, дети должны пробежать под ней и не намокнуть. Если простыней накрыло — значит, игроки попали под дождь.

«Птичка». В углу комнаты поставьте стул. Это будет дерево, на котором птичка должна прятаться от дождя. Малыш порхает по всей комнате, размахивая руками-«крыльями». Вдруг вы говорите: «Кажется, дождь начинается!» Ребенок должен залезть на стул и присесть на нем, как птичка на ветке. Дальше вы говорите: «Солнышко выглянуло!» Он снова летает. И так, пока не надоест.

«Птичка» (еще один вариант). Дети любят считать не только ворон, но и других птиц. Когда вы вместе выходите на улицу, обращайте внимание ребенка на то, как птицы щебечут, скачут, летают, садятся на ветки, клюют зерна, чистят перышки и т. д. Предложите крохе тоже стать птицей. Только не спешите объяснять, что нужно делать. Просто спрашивайте: «А как птицы ходят, клюют, летают?» Затем нарисуйте мелом на асфальте (или палкой на земле) кружочки (это будут птичьи гнезда), попросите малыша полетать и вернуться к себе домой. Хорошо, если в игре будет участвовать несколько детей. Каждый будет спешить занять свое «гнездо».

«Веселая эстафета». Эта подвижная игра подходит не только для детей разных возрастов, но и для взрослых. Она незаменима на любом детском празднике, где наблюдается большое скопление детей. Вам понадобятся игроки (они делятся на две команды), разные игрушки, две коробки. Каждой команде выдаются сокровища, которые нужно спрятать в сундуке. Каждый участник берет предмет на старте, бегом относит его в коробку и возвращается назад. За ним бежит следующий игрок. Побеждает та команда, которая быстрее перенесет игрушки в коробку.

«Тоннель» . Для этой игры вам понадобится обруч среднего размера и кусок ткани длиной около 3 м. Ткань нужно сшить так, чтобы получилась «труба». Ширины ткани должно хватить на то, чтобы обшить ею обруч по всему кругу. Это и будет вход в тоннель. Попросите кроху по нему пролезть. Попробуйте это сделать сами. Вместе всегда веселее, и не так страшно.

Специалисты, рекомендуют как можно чаще проводить с детьми игры в «тоннель». Они помогают малышам еще раз пройти этап (матрицу) рождения, прожить его, побороть страхи и неуверенность. Сооружайте «тоннели» из одеял и стульев, спускайтесь с горок-тоннелей. Также вы можете сомкнуть руки в кольцо и попросить кроху проползти через него. Чем сильнее у ребенка страх перед закрытыми и узкими пространствами, тем большая вероятность того, что он испытывал дискомфорт во время рождения.

Дети очень любят бегать, прыгать, соревноваться.

Подвижные игры развивают не только ловкость, выносливость, быстроту реакции, но также многие из предложенных нами игр развивают внимание, логическое мышление, умение быстро переключаться.

Гуси-лебеди

Игра развивает реакцию и выносливость вашего ребенка.

На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2 — 3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки — это «гора». Все играющие находятся в «гусятнике» — «гуси». За горой очерчивается круг «логово», в котором размещаются 2 «волка».

По сигналу — «Гуси-лебеди, в поле», «гуси» идут в «поле» и там гуляют. По сигналу «Гуси-лебеди домой, волк за дальней горой», «гуси» бегут к скамейкам в «гусятник». Из-за «горы» выбегают «волки» и догоняют «гусей».

Выигрывают игроки, ни разу не пойманные.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : внимательность, выносливость, координация, ловкость, мышление, реакция

Количество игроков: 4 и более

Место игры: улица

По алфавиту

Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.

Ведущий предлагает ребятам за определенное ко-личество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:

— чтобы все имена расположились по алфавиту;

— чтобы все встали по цвету волос (слева — брю-неты, справа — блондины);

— чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие).

Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация

Количество игроков: 5 и более

Место игры: помещение

Успей подобрать

С этой игрой можно весело провести время в коллективе.

В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 тенисных (резиновых) мячей.

По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч.

Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, реакция

Количество игроков: 2

Место игры: улица

Необходимы вещи: мячи

Шишки, желуди, орехи

Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям.

Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.

Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место.

Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, мышление, реакция Количество игроков: 7 и более

Место игры: улица

Птицы, блохи, пауки

Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем она будет, — «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицо друг другу жест, обозначающий выбранное животное.

Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.

Возраст: от шести лет

Цель игры: разрядка, концентрация внимания

Количество игроков: 10 — 30

Место игры: просторное безопасное помещение

Цель

Это интересная игра, развивающая ловкость, меткость и координацию. Дети стоят за линией круга. В центре круга — ведущий. У одного из игроков мяч. Те, что стоят за кругом, кидают мяч в ведущего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок.

Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который не попал мячом в ведущего, встает на его место.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, выносливость, координация, ловкость, меткость, реакция

Количество игроков: 3 и более

Место игры: улица

Необходимы вещи: мяч

Дай руку

Перед игрой дети выбирают территорию, за преде-лы которой нельзя выбегать.

Выбирается один ведущий — салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке.

Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком.

Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить.

Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, выносливость, ловкость, реакция

Количество игроков: 4 и более

Место игры: улица

Попрыгунчики — воробушки

Замечательная детская игра. Предварительно на асфальте чертиться круг с помощью мела.

В центре круга находится ведущий — «ворона». За кругом стоят все игроки, которые являются «воробушками».

Они запрыгивают в круг и прыгают внутри него. Затем так же из него выпрыгивают.

«Ворона» старается поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга.

Если «воробушка» все-таки словили, то он становится ведущим и игра начинается сначала.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : внимательность, ловкость, мышление, реакция

Количество игроков: 3 и более

Место игры: улица

Британский Бульдог

Играет влияет на выносливость и реакцию ребенка.

Дети назначают двух ловцов («бульдогов»). «Бульдоги» стоят с одной стороны площадки, а все остальные — с противоположного. За сигналом одного из «бульдогов» все игроки должны перебежать в другую сторону. Но так, чтобы игрока не словили «бульдоги».

Игра продолжается до тех пор, пока все бегуны не превратятся в «бульдогов».

Возраст: от шести лет

Игра развивает : выносливость, реакция, сила

Количество игроков: 4 и более

Место игры: улица

Бездомный заяц

Интересная игра для детей младшего школьного возраста. Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки — зайцы, чертят себе круг, и встают во внутрь.

Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он становится бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам станет зайцем, а бывший заяц — охотником.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, выносливость, мышление, реакция

Количество игроков: 3 и и более

Место игры: улица

Белые медведи

Белые медведи — подвижная коллективная игра для детей младшего школьного возраста. Развивает активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом игры.

На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место — льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого.

Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!».

«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.

Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат».

Когда будут переловлены все «медвежата» — игра заканчивается.

Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».

Примечание. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь». При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.

Возраст: от шести лет

Игра развивае т: ловкость, реакция, фантазия

Количество игроков: 7 и более

Три, Тринадцать, Тридцать

Три, Тринадцать, Тридцать — игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей. Может использоваться в школе на физкульт-минутках учеников младших классов.

Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел — какое действие обозначает. Игроки строятся в Шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук.

Если водящий (учитель) говорит «три» — все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» — руки на пояс, при слове «тридцать» — руки вперед и т. д. (Можно придумать самые разные движения). Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : внимательность, реакция

Количество игроков: 7 и более

Серия подвижных игр, соответствующая физическому и психическому развитию детей от 7-10 лет.

Это игры на развитие координации движений, ловкости. В них включаются бег на скорость, метание, прыжки через препятствия. Постепенно усложняются правила, повышаются требования к точности выполнения. Часто используется текст, определяющий ритм движений. Важно вводить в игры моторные элементы действий, которые дети наблюдают в жизни, они знакомы по картинкам (копание, перетягивание, толкание и т.п.). В игры целесообразно вносить элементы соревнования (кто скорее добежит до намеченного дерева). Дети в этом возрасте интересуются не только процессом игры, но и ее результатом, поэтому они любят играть в игры-соревнования. Наиболее полезно проводить моторные игры на свежем воздухе. К ребенку предъявляются достаточно строгие требования в отношении качества движений, правильности и четкости их выполнения.

☺ Игра «Мышиная охота»

Игра призвана формировать внимание, координацию, оперативную ориентацию в ситуации. Все игроки делятся на пары. Одна пара (можно по жребию) становится «котом» и «мышкой». Остальные пары встают в круг: один в затылок другому (фактически образуются два круга: внешний и внутренний). Расстояние между соседними парами должно быть достаточно большим, чтобы можно было между ними пробежать. «Кот» должен ловить «мышку». Если он до нее дотронется, «мышка» считается пойманной и выходит из игры. Но она может «спрятаться» в норку. Для этого ей надо встать впереди любой пары в кругу. В этом случае «мышкой» становится игрок, оказавшийся третьим в паре. Он продолжает убегать от «кота». Если «кот» дотронется до него, когда «мышка» уже встала в пару, а «третий» еще не успел начать бег, замешкался, он становится «котом». Побеждает тот «кот», который вывел из игры больше всего «мышек», и «мышка», дольше всех продержавшаяся в игре.

☺ Игра «Помощь друга»

Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок. Однако освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится неуспевший. Игра продолжается до тех пор, пока интересно детям.

☺ Игра «Пленник мяча»

Игра «Пленник мяча» развивает и координацию, и двигательное внимание. Все дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок берет мяч и бросает его противоположному. Этот игрок ловит мяч и бросает его игроку напротив, как показано на схеме. И так далее. Когда мяч дойдет до конца шеренги, то его кидают в обратную сторону в том же порядке. Если играющий не поймал мяч, то попадает в «плен» противоположной команде и начинает играть на ее стороне. Побеждает команда, «пленившая» как можно больше игроков за время игры, которое ограничивается заранее (например, играем 5 минут).

Следующая игра направлена на развитие не только внимания, но и правильной координации движений.

☺ Игра «Шарики - веники»

Это игра соревновательная. Ее можно проводить с двумя участниками или с двумя командами участников. Потребуется два воздушных шарика и два веника. Два участника должны пронести шарики на вениках определенную дистанцию (например, от стены до стола), не уронив их и не проколов. Шарики нельзя придерживать рукой. Если играют командами, то по принципу эстафеты шарики носят по очереди все участники. Тот участник (или команда), которому это удалось, получает специальный сертификат, предоставляющий право подметать помещение этим веником в течение недели.

☺ Игра «Темный лабиринт»

Все участники игры кроме ведущего, выстраиваются в линию и крепко зажмуривают глаза. Затем, с закрытыми глазами, они начинают выполнять команды ведущего: «Два шага вперед, поворот налево, два шага вправо, поворот кругом, шаг влево, поворот налево, четыре шага прямо, поворот на 180 градусов, два шага назад, поворот направо, поворот налево, шаг вперед, три шага налево и т.д.». Затем по команде ведущего «Открыть глаза!» все открывают глаза и смотрят, кто как стоит. Если кто-то стоит не так, как все, то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не остаются только два (или один) самых внимательных игрока.

☺ Игра «Велосипедная камера»

Используется велосипедный насос, или предмет, его имитирующий. Один ребенок изображает «камеру». (Для облегчения вхождения в игру, первым номером в роли «камеры» может выступить взрослый.) По мере того, как «камеру» накачивают, она меняет позы и положения. Вначале принимает сидячее положение, затем разводит руки, надувает щеки и т.п. В какой-то момент импровизированная камера «лопается», имитируя звук лопнувшей шины. Участник беспомощно распластывается на полу. Роль «камеры» переходит к другому участнику.

☺ Игра «Прищепки»

Игра должна проводиться на свежем воздухе или в помещении, где много свободного пространства, чтобы дети могли бегать. Понадобится много бельевых прищепок (лучше ярких, разноцветных). В эту игру могут играть дети и взрослые. Количество игроков не ограничено. Вся группа делится на две части. Одна часть «охотники», другая — «олени». Все прищепки делятся на одинаковые кучки и выдаются всем «охотникам». «Охотники» при-крепляют прищепки на свою одежду, и игра начинается. После сигнала (можно музыкального вступления или имитации звука охотничьего рога) «охотники» начинают ловить «оленей». Поймав «оленя», «охотник» прикрепляет к нему прищепку и отпускает. Побеждает тот «охотник», на котором не осталось прищепок.

vanillamuss.ru - Женский портал - Vanillamuss